+12.44
Рейтинг

Как обойти блокировку ВКонтакте, Яндекса на Украине

Написал waha: как обойти блокировку вконтакте и яндекса на украине

17 мая вступил в силу «гениальное» распоряжение Порошенко о блокировке ряда сайтов включая ВКонтакте и Яндекс, далее я расскажу как эту блокировку можно обойти.

Обход блокировки ВКонтакте и Яндекса через установку специальных расширений для браузера

Расширения не требуют от пользователя практически никаких действий и чрезвычайно просты в настройке. Вот небольшой список для самых популярных браузеров (Chrome, Firefox, Opera): anonymoX, Browsec, FriGate, Privatix, ZenMate

Обход блокировки ВКонтакте и Яндекса через браузеры со встроенным VPN

В сети широко представлены браузеры, в которых VPN присутствует изначально. В таком случае пользователю не нужно ничего дополнительно устанавливать в браузер, достаточно лишь выбрать необходимую опцию в настройках. На данный момент наиболее популярным браузером со встроенным VPN для обхода блокировок является Opera.

Обход блокировок сайтов на Украине через PVN-сервисы

Если говорить просто, VPN в контексте обхода блокировки — это способ подменить своё местоположение, притворившись жителем страны, в которой нужный вам сайт не запрещён. В качестве бонуса пользователь получает защищённый канал с шифрованием всех передаваемых данных.
Надёжность и скорость канала зависят от поставщика услуг. Ключевое отличие VPN-сервисов от перечисленных выше плагинов в том, что первые требуют провести хоть и простую, но всё-таки настройку, зато работают не только при сёрфинге через браузер, но и вообще для всей передаваемой и получаемой из Сети информации.

Наиболее популярные VPN-сервисы для обхода блокировок: Betternet; HideMe; Privatix; TunnelBear; VPN Unlimited; VPN99.

Обход блокировок через TOR и другие распределённые сети

TOR — это сеть маршрутизаторов и программное обеспечение, разработанное специально для обеспечения анонимности пользователей. Грубо говоря, при использовании этой технологии ваш запрос к сайту и ответ от него проходят настолько извилистым и сложным путём через цепочку прокси-серверов, что вычислить клиента практически невозможно.

Самый простой способ начать использовать эту технологию — скачать и установить Tor Browser, специальную сборку Firefox cо всеми необходимыми дополнительными компонентами, в том числе аддонами NoScript, Torbutton и https Everywhere. Перед скачиванием не забудьте выбрать во всплывающем списке нужный язык.

На этом пожалуй я завершу свой ЛикБез :) Резюме тут простое — полностью что-то заблокировать в сети практически невозможно ))

Если у вас есть еще какие-то способы которые я не указал — пишите в комментах!

Сегодня началась Война. 22 июня 1941. Но было ли это неожиданностью?

Написал waha: Сегодня началась Война. 22 июня 1941. Но было ли это неожиданностью?

К чему готовились

То, что нападение 22 июня было внезапным, — одна из немногих вещей, достоверно известных об этой дате. Даже директива №1, принятая в 21:00 21 июня и вроде бы говорящая хотя бы о минимальной подготовке к нападению, на деле говорит о том, что его никто всерьез не ожидал.

Фразу «перед рассветом 22 июня 1941 года рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую» трудно произнести в условиях подготовки к надвигающемуся конфликту. Под директивой подпись военных, несомненно знавших, что в советской авиации к ночным полетам не готов ни личный состав, ни материальная часть, — на большей части самолетов выхлопные газы выходили в передней полусфере, ослепляя летчика ночью.

На то, что директива делалась в спешке, указывают и слова «в течение ночи на 22 июня 1941 года скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе». Часто это было невыполнимо: ночной марш из мест, где реально находились части ркка, в ряде случаев был слишком длительным. Скорее всего, составители директивы ожидали лишь авиационных налетов и артиллерийских ударов. В этом случае маскировка и рассредоточение — оптимальный вариант. Итак, полномасштабного вторжения не ожидали даже вечером 21 июня, хотя на первый взгляд это кажется невозможным.

Внезапность — несомненная и невозможная

Объяснить внезапность событий 22 июня непросто. В 1940-е годы никакие документы советской стороны не публиковались, и можно было рассказывать о том, что всему виной коварный Гитлер. Но XX съезд открыл секрет Полишинеля: в ссср была разведка, которая предупреждала о коварстве врага. Чтобы объяснить внезапность, было решено списать все на Сталина. При Брежневе историки частично реабилитировали генсека, указав на противоречивость данных разведки. При этом почему-то умалчивалось, что даты нападения менялись и до, и после 22 июня, и никого это не удивляло. ркка переносила дату наступления под Сталинградом, а немцы не раз переносили удар на Курской дуге, но в 1943 году это не помешало советским частям встретить их во всеоружии.

В 1990-х годах отечественная историография сделала еще один круг на том же поле. Сперва возникла версия, что стремление свалить все на противоречивость разведданных — обычное перекладывание вины с командного состава, вроде фантастических историй о том, как советская разведка вскрыла всего восемь дивизий 6-й армии под Сталинградом, что якобы и не дало уничтожить ее сразу.

Начиная с 1999 года тенденция медленно сменилась на «новобрежневскую»: «Сведения о направлениях наступления вермахта были слишком противоречивы», — пишет один из наших лучших военных историков Михаил Мельтюхов.

В июне 1941 года советская разведка полагала, что у немцев на границе с ссср 122 дивизии, что примерно соответствовало истине (21 июня их было 123). Но сделать из этих правильных цифр правильные выводы было невозможно. Дело в том, что установить общую численность войск вермахта было сложнее, поэтому она оценивалась исходя из более общих соображений. Считалось, что Германия должна иметь 290 дивизий, примерно как у ссср. Количество дивизий, которые немцам было нужно выделить в случае нападения на ркка, оценивалось в 180-200.

В действительности немецкие вооруженные силы имели всего 206 дивизий, и лишь 123 из них выдвинули к границе. Поэтому вроде бы зная реальное количество немецких дивизий, но ожидая в полтора раза больше, советская сторона полагала, что те еще не готовы к удару. Более того, «чтобы цифры сошлись», предполагавшиеся, но не существовавшие «недостающие» дивизии считались развернутыми против Англии.

В силу закрытости архивов спецслужб сложно установить причины такой странной систематической ошибки учета немецких сил. Скорее всего, они банальны: в 1940 году Германия разгромила Францию, состав вооруженных сил которой на тот момент был известен. Во всем мире в ту пору считали, что немцы одержали победу превосходящими силами, в то время как на самом деле значимого превосходства у них не было. Кроме того, советской стороне была известна численность своего вооружения и техники, как и тот факт, что германская промышленность была мощнее нашей. Никто в ссср не мог даже предположить, что немцы одерживали крупнейшие победы, развернув незначительное военное производство и все время рискуя поражением.

Бревно в глазу

Можно ошибиться с общим числом дивизий, но есть множество других, косвенных индикаторов, которые никогда не подводят. Если зарубежная армия готовится к нападению на другую страну, ее посольство там всегда в курсе. Даже если, как это было в июне 1941-го, от него все скрывают, дипломаты слишком хорошо знают обстановку, чтобы сомневаться.

Уже 11 июня нкгб сообщает, что посольство Германии в Москве готовится к эвакуации, а «в подвальном помещении посольства сжигались архивные документы». 16 июня советские записывающие устройства в немецком посольстве фиксируют слова посла о нападении на ссср в ближайшие дни. Российский историк Михаил Мельтюхов полагает, что с этого времени советское руководство знало о нападении. Тот же сборник документов нкгб говорит о массовом отъезде сотрудников посольств стран Оси с 10 июня 1941 года. Обеспокоенные перспективой известной им близкой войны они, в обход официальных каналов, лично звонили в советскую обслуживающую организацию и упрашивали любой ценой устроить им билеты на поезд до 19 июня. Прямо скажем: в истории мало примеров, когда такая суета в диппредставительстве оказывалась бы ложной тревогой.

И все же 17 же июня Сталин матерно выразил сомнения в правдивости донесения, где первым пунктом стояло «Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного выступления против ссср полностью закончены, и удар можно ожидать в любое время». Резолюция главы советского государства звучала так: «Т[овари]щу Меркулову. Можете послать ваш «источник» из штаба герм[анской] авиации к еб-ной матери. Это не «источник», а дезинформатор. И.Ст[алин]».

Реакция Сталина для этой даты настолько парадоксальна, что историк Алексей Исаев, чтобы объяснить ее, пишет: «Нетрудно предположить, что Сталин мог резко высказаться о столь неприятной для него информации о сообщении тасс» (во втором пункте документа, а не в первом). Исаев даже не пытается как-то подкрепить свое предположение, заключая: «развединформации (…) просто было мало для выводов в нужное время».

При всей привлекательности объяснений уровня «просто нет развединформации», его следует признать не вполне точным. Немецкий посол, его военные атташе, их любовницы и жены, десятками выезжавшие из Москвы с 10 по 18 июня, не имели вообще никакой развединформации. Единственным источником их знания о войне был собственный мозг. Если им хватило его, чтобы все вовремя понять, почему его не хватило остальным?

Чтобы окончательно закрыть вопрос о внезапности, стоит напомнить: 21 июня 1941 года Иван Бунин, живший во Франции, просто почитав субботние газеты, в своем дневнике констатирует: «Везде тревога: Германия хочет напасть на Россию? Финляндия эвакуирует из городов женщин и детей… Фронт против России от Мурманска до Черного моря? В городе купили швейцарские газеты: «отношения между Германией и Россией вступили в особенно острую фазу»».

Почему о войне можно узнать, даже проживая во французской глубинке, да еще из газет? Информации не хватало не только советской стороне, однако уборщицы немецкого посольства все же пришли к верным выводам задолго до советского военно-политического руководства.

Написал waha: Сегодня началась Война. 22 июня 1941. Но было ли это неожиданностью?

«Фактор Маннергейма»

И все же объяснение «невозможной внезапности» есть. Причиной стали две синхронные ошибки Гитлера и Сталина. Последний полагал, что Гитлер не может напасть на него потому, что это противоречило бы элементарной логике. К весне 1941 года Германия не решила проблему Англии и не имела флота, чтобы разобраться с ней в обозримом будущем. Нападение на ссср создало бы ситуацию, когда Гитлер увяз на Востоке, а Британия могла открыть второй фронт. К тому же ссср до 22 июня играл важнейшую роль в обеспечении Германии материалами для войны. В первой половине 1941 года через него прошло 72 процента немецкого импорта. Удар по Москве, с одной стороны, помещал Гитлера в тиски блокады, с другой — под дамоклов меч второго фронта. На месте Сталина никто бы не поверил, что его противник планирует подвергнуть себя такому долгому самоубийству.

И все же кое-что генсек не учел. Фюрер, принимая решение о нападении на ссср, не знал того, что знал Сталин. Поэтому Гитлер даже не догадывался, что ссср является сильнейшей сухопутной державой современного ему мира. Он исходил из распространенного на Западе представления, что коммунистическая Россия в силу недостатков ее режима чрезвычайно слаба. Такая оценка естественна: в Финляндии 850 тысяч советских солдат, несмотря на превосходство 3:1 в людях, 19:1 в самолетах и 76:1 в танках, за все 105 дней Зимней войны не смогли выполнить даже первичных задач, поставленных перед ркка: выйти к Ботническому заливу и разрезать Финляндию на части. Продвижение Красной армии в среднем составило около километра в сутки, а финны потеряли убитыми впятеро меньше.

Логика западной оценки советской обороноспособности очевидна: Финляндия по населению в десятки раз уступала Германии, а военной промышленности вообще почти не имела. Если красные даже с таким слабым противником при напряжении всех сил не смогли выполнить поставленные перед их армией задачи, то против сильнейшей, как тогда считалось, военной державы мира их шансы должны быть равны нулю.

Поэтому фюрер, как и все его западные современники, полагал, что война с ссср займет недели, за которые ни британцы, ни перерыв в транзите просто не успеют повлиять на ситуацию. Его план, таким образом, был вполне строен и логичен, но в корне неверен.

Финская война-катастрофа была связана в основном с кадровыми проблемами ркка на этом направлении. Однако в 1939 году из-за рубежа все это оценить было решительно невозможно. До Великой Отечественной там просто неоткуда было узнать, что советский командный состав по качеству не похож на однородный германский и колеблется от предельно сомнительного до отличного.

И что?

Вышеописанная картина удручает: получается, что из-за ограниченного кругозора Гитлера и невнимательности Сталина к особенностям западного менталитета страна попала в ловушку внезапного нападения. И в то же время неверно говорить, что оно было неизбежно. За месяц до матерной резолюции Сталина на стол к вождю должен был попасть документ, начинавшийся теми же словами: «Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного выступления против ссср полностью закончены, и удар можно ожидать в любое время».

«Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмобилизованной, с развернутыми тылами, она имеет возможность предупредить нас в развертывании и нанести внезапный удар». Под этими строками еще в мае 1941 года подписался Георгий Жуков. И тут же предложил решение: «Чтобы предотвратить это, считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий Германскому Командованию, упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт». Предложение кажется логичным и современным историкам, в частности его считает единственным разумным вариантом Мельтюхов.

Иногда высказывают мнение, что удар по Германии мог быть использован как предлог для создания англо-американо-германской антисоветской коалиции, но его следует признать довольно сомнительным. 17 сентября 1939 года ссср без объявления войны вступил в Польшу. И хотя Англия гарантировала ей неприкосновенность, из-за чего ранее объявила войну Гитлеру, ссср трогать она не рискнула. То же было в войне с Финляндией, хотя агрессию ссср тогда признали все члены Лиги Наций, исключив его из организации. Британия не захотела воевать с Советской Россией, когда та завоевывала британских союзников и снабжала немецкую военную машину.

Почему «Соображения...» были отвергнуты (и были ли), увы, остается неизвестным. Хотя мемуары упоминают, что у ссср перед войной были какие-то военные планы, текстов их (отличавшихся от планов первоначального прикрытия госграницы) никто не видел.

Черный день календаря

Хотя стратегически промах Гитлера (недооценка ссср) был крупнее сталинского, тактически он принес ему победу в целой серии приграничных сражений огромного масштаба. Немецкие войска, говоря словами «Соображений...» Жукова, успели упредить ркка в развертывании и атаковать в тот момент, когда она находилась в стадии развертывания и еще не успела организовать фронт и взаимодействие родов войск.

Формально Красная армия в приграничных округах в разы превосходила вермахт по танкам и авиации, и лишь несколько уступала в живой силе (кроме южного направления). Но, как уже отмечено выше, силы эти были рассредоточены в глубину. Из-за этого вторгавшиеся немецкие соединения громили их по частям. Хуже всего пришлось Западному фронту, на который пришелся главный удар, — к 10 июля он был отброшен к Смоленску. На Западной Украине соотношение сил было чуть лучше, и советские силы попробовали организовать удары на основание немецкого клина. Увы, они готовились в дикой спешке и были недостаточно хорошо согласованы. Иной раз острия советских окружающих «клиньев» были рядом, но отходили, разойдясь в считанных километрах. За этим последовало наступление. Северо-Западный фронт на прибалтийском направлении был частично разбит, частично смят. Лишь к 10 июля линия фронта впервые смогла стабилизироваться.

Цена самого сложного периода войны была огромна. За 18 дней ркка потеряла 816 тысяч человек (по минимальным оценкам), более 11 000 танков (половину от их общего числа), 4000 самолетов. Вермахт за то же время лишился 79 тысяч человек, 350 танков и 600 самолетов. Огромные цифры потерь в технике и людях часто были вызваны самим фактом неорганизованного начала войны. Разбросанные танковые части (иногда без пехоты), терпя поражения, отходя, бросали даже слегка неисправные машины, большинство из которых в нормальных условиях просто отремонтировали бы.

Именно в первые недели после нападения произошла и известная безобразная сцена, когда Жуков матерной руганью выгнал из здания Наркомата обороны Сталина и Берию за язвительные замечания. В те же дни и Сталин произнес известные слова про «советское государство», оставленное «нам» Лениным, а ныне потерянное. Лучше всего этот период описывается фразой адмирала Кузнецова: «Государственная машина, направленная по рельсам невероятности нападения Гитлера, вынуждена была остановиться, пережить период растерянности и потом повернуть на 180 градусов».

Первый обзор Fallout 4

Похоже, для больших компаний некогда «выстреливший» удачный проект одновременно становится и основой коммерческого счастья на долгие годы, и творческим проклятием. Ubisoft только и занимается различными модификациями на тему «ассасинов» в большом городе с вышками синхронизации, а для Treyarch и Infinity Ward слова Call of Duty и «компьютерные игры» уже стали синонимами. Золотая жила Bethesda — некогда найденный рецепт «Древних свитков», по образу и подобию которых была сделана и Fallout 3. В отношении четвёртой части постапокалиптической саги чуда никто не ждал — компания делает совсем другие игры, нежели Black Isle Studios и Interplay Entertainment.

В очередной раз напоминаем — в рецензии на RPG могут быть (и есть!) незначительные спойлеры, раскрывающие детали некоторых квестов и сюжета. Если вы из особо мнительных, читайте на свой страх и риск!

Написал waha: Первый обзор Fallout 4

Криогенная спячка

Действительно, новая Fallout базируется на знакомых принципах TES. Тем не менее New Vegas воплощала собой ту же механику, однако публикой она была принята благосклонно. Значит, дело не в изометрической перспективе или уникальном авторском почерке. Fallout построена на глубокой атмосфере, пронизывающей каждый игровой эпизод возможности выбора и увлекательных нелинейных квестах. И со всеми этими компонентами Bethesda справилась отлично.

Сначала сюжет развивается стремительно и оставляет ощущение какой-то камерности происходящего: наш персонаж нянчится с ребёнком и болтает с женой; через минуту в квартиру заходит представитель Vault-Tec и радостно сообщает об успешной «прописке» семьи в убежище в случае начала ядерной войны; а ещё через минуту эта самая война начинается: на горизонте вырисовывается радиоактивный гриб, и наша семейка вместе со всем городком эвакуируется в убежище, находящееся в ста метрах от дома. Только, как выясняется через некоторое время, подземное укрытие оказывается экспериментальной лабораторией, в которой изучается функциональность организма после длительной криогенной заморозки…

Но наши герои, ни о чём не подозревая, садятся в удобные капсулы и отправляются в глубокий и долгий сон, затягивающийся более чем на сотню лет. Дрёма прерывается неожиданным вторжением таинственных людей, после чего наш персонаж отправляется в забытье ещё на некоторое время, чтобы затем выбраться из рокового убежища и столкнуться лицом к лицу с постапокалиптическим миром.

Сюжетная линия, несмотря на более чем предсказуемое разрешение главной интриги, удалась на славу. Детективные расследования, путешествия в воспоминания, шокирующие «откровения» — сценаристы Bethesda вынесли урок из третьей части и создали довольно интересную историю. Однако после прохождения остаются серьёзные вопросы к мотивации и смыслу поступков некоторых действующих лиц, а пара эпизодов, вроде изучения прошлого человека по остаткам его мозга, отдаёт наивной псевдонаучностью.

Но самое интересное начинается, когда традиционная для Fallout задача «найти что-то или кого-то» (в данном случае — ребёнка) постепенно перетекает в глобальный конфликт между несколькими фракциями: «Институтом», «Братством стали», «Подземкой» и минитменами. Каждая из них имеет собственные взгляды на мироустройство и будущее человечества. Мы сами вольны выбрать, к какой из них примкнуть.

Написал waha: Первый обзор Fallout 4

Блудный отец

Наши действия оказывают реальный эффект на диалоги с теми или иными персонажами. Так, мы можем или честно двигаться по карьерной лестнице лишь одной из организаций, или беспринципно работать на каждую из фракций, или шпионить, сдавая, например, всю информацию, получаемую в стенах «Института», «Братству стали». Так или иначе, на всех стульях усидеть не получится: в конце концов придётся сделать череду сложных моральных выборов, после которых остаётся одно желание — пройти игру ещё раз и узнать, какие нереализованные возможности остались за кадром. Выбор здесь есть всегда, никто не указывает вам, на чью сторону основного конфликта встать, кому помогать и что делать. Можете даже застрелить самого главного сюжетного персонажа — игра не остановится, но заботливо обновит журнал заданий.

Последствия действий не заставят себя ждать. Принесёте учёному-мутанту лечебную сыворотку — через несколько дней он станет человеком. Дадите репортёру из Даймонд-Сити подробное интервью о своей жизни — ждите выхода публикации. Местные жители обсуждают последние события в мире, вспоминают ваши подвиги, по ночам спят в своих домишках, а утром выходят на работу. Мир живёт своей жизнью и постоянно реагирует на игрока.

И всё же поведение NPC прописано недостаточно полно, из-за чего иногда возникают досадные ситуации, разрушающие достоверность и реалистичность происходящего. Так, однажды моему герою для получения квеста нужно было встретиться с агентом «Института» — ненавистной «Братству стали» фракции. Однако агент не мог выдать мне задание, поскольку был сильно увлечён перестрелкой с почему-то высадившимся на месте нашей встречи десантом «Братства». Одержать победу не мог никто на протяжении десяти минут, так что мне пришлось уничтожить дружественного мне вояку из «Братства стали», в которое я входил. Самым удивительным было даже не то, что боец не пытался мне сопротивляться и стойко переносил выстрелы в голову до самой смерти, а то, что паладин Дэнс, сопровождавший меня «брат», человек долга и чести, готовый отдать жизнь за свою фракцию, после моего «предательства» сказал что-то вроде: «Забирай его вещи. Этой твари они больше не понадобятся».

Такие случаи вовсе не ужасны сами по себе, но портят атмосферу. NPC могут бесконечно целиться в деревья, при этом выкрикивая: «За победу!» Персонажи врезаются друг в друга и заслоняют собой дорогу, смотрят непонятно куда во время диалогов, натыкаются на стулья, как на непреодолимые препятствия. От пресловутой овчарки я избавился после первой прогулки — не смог смотреть на отвратительную анимацию. Благо на роль единственного компаньона в ходе прохождения найдётся более десятка претендентов.

Друзья очень полезны. Они не только довольно продуктивно истребляют врагов, но и могут подрабатывать тягловой силой, перенося часть нашего провианта. Умереть они не могут, что опять же несколько огорчает на фоне реализма второй части. Зато с ними можно развивать отношения — совершая те или иные поступки, мы будем завоёвывать симпатию или, наоборот, падать в их глазах, открывая новые диалоговые опции. Так, наделав кучу добрых дел, я смог обнять здоровяка Дэнса…

Написал waha: Первый обзор Fallout 4

You are special!

Выбор присутствует не только на глобальном уровне, касающемся пути развития квестов, но и на локальном — в рамках того или иного боевого эпизода. Почти всегда у нас есть возможность сократить дорогу до цели, взломав замок какой-нибудь тайной двери, упростить сражение, предварительно отключив турели, или вообще договориться с квестодателем и избежать боя. Во всех случаях потребуется высокий уровень соответствующих навыков.

Интенсивно рекламируемая система «прокачки» оказалась значительно упрощённой и урезанной традиционной системой S.P.E.C.I.A.L. На каждом уровне игрок получает одно очко, которое он может инвестировать или в основные атрибуты вроде «силы» и «ловкости», или в навыки, которые становятся доступными при достижении определённого уровня главных параметров. Если ранее очки основных показателей были на вес золота, то теперь игрок может довольно быстро обзавестись всеми «десятками»!

И, между прочим, подобная инвестиция будет не самой глупой. Да, такой персонаж не сможет вскрывать сложные замки или терминалы. Но большинство умений существенной выгоды не приносят, и польза от них значительно ниже, чем от улучшения основных атрибутов. Получить несколько сотен очков дополнительного здоровья или научиться метко стрелять в V.A.T.S., увеличив «ловкость», гораздо важнее, чем умение пожирать трупы или иммунитет к радиации.

В новой части нет возможности специально «прокачивать» владение различными типами оружия. Также исчезли и «скиллы». Всё это частично представлено в виде навыков. Но такая модель развития персонажа, конечно же, не идёт ни в какое сравнение с прежней системой, требовавшей кропотливого изучения и планирования. Теперь мы не сидим в ожидании нового уровня, чтобы разбросать очки навыков, получить какой-нибудь крутой «перк» или улучшить базовый атрибут. Очки имеют ещё меньшее влияние, чем в третьей части, и теоретически пройти игру можно вообще не «качаясь». Взамен мы получили десятки разбросанных по всей Пустоши журналов, которые дают незначительные бонусы вроде пары дополнительных процентов к шансу критического удара.

С другой стороны, все аспекты развития персонажа собраны в одной таблице, и теперь намного понятнее, куда и зачем вкладываются очки. Да, новая система более «казуальна», но она соответствует ставке Bethesda на расширение аудитории.

Написал waha: Первый обзор Fallout 4

Строить — не ломать

Успешность прохождения зависит не столько от выбранного пути «прокачки», сколько от найденного «лута», оружия, брони и количества заработанных денег. Впрочем, отыскать полезную вещицу — полдела. Fallout 4 предложила нам комплексную и масштабную систему «крафта» и улучшения предметов. На каждом углу можно найти какой-нибудь оружейный верстак. Любую «пушку», при наличии соответствующих компонентов, можно «проапгрейдить» по своему усмотрению — надеть оптический прицел, сменить рукоятку, увеличить магазин. Возможности действительно колоссальны — создать собственное оружие мечты теперь вполне реально. То же самое касается и местной «алхимии» — варка «винтов» и «баффаутов» позволит вам почувствовать себя героем Breaking Bad.

В игре представлено огромное количество как всевозможной экипировки, так и простого барахла. Банки, книги, болты, отвёртки и прочие бесполезные вещицы состоят из определённого материала, который может быть использован при обустройстве поселений. Впервые в серии нам позволили облагородить Пустошь. Новая механика работает следующим образом. Мы выполняем квест или несколько квестов в каком-нибудь поселении, и оно становится дружественным по отношению к нам. После этого в границах участка можно войти в режим строительства и огородить его забором, установить электрогенераторы, возвести домики, посадить кукурузу, помидоры, картошку…

Зачем всё это нужно? Ответ на этот вопрос, к сожалению, не совсем очевиден. Во-первых, конечно же, для выполнения некоторых квестов. Во-вторых, у населения есть потребности в защите, пище, воде, электропитании. Чем более благоустроен будет участок, тем лучше окажется отношение к вам. Нововведение довольно спорное и рассчитано скорее на любителей Minecraft — в целом «градостроительные» заморочки опциональны.

Написал waha: Первый обзор Fallout 4

Прогулки по Пустоши

Мир и без нашего вмешательства выглядит просто великолепно. Уж в чём в чём, а в умении создавать большие и красивые локации Bethesda не откажешь. Постапокалиптический антураж удался на славу: заброшенные города, магазинчики и бары с яркими вывесками, тайные бункеры, лагеря мародёров… Хотя размеры карты не столь велики, благодаря плотности объектов и отсутствию искусственных стен и заграждений, препятствовавших прохождению третьей части, Пустошь ощущается очень массивной и разнообразной.

Мест для изучения действительно много, и за прохождение основной сюжетной линии едва ли откроется пять процентов доступных локаций. Да, перед нами очередной «тайм-киллер» от Bethesda — чтобы посмотреть все достопримечательности, одной сотни часов не хватит. Под мощнейший саундтрек даже выполнение однотипных заданий, вроде «принеси мне артефакт» или «сходи туда-то и перебей всех», становится отличным поводом ещё раз прогуляться по Пустоши и исследовать новые территории.

Пейзажам удаётся дарить эстетическую эйфорию, даже несмотря на графику, которая, мягко говоря, посредственна. Финальная версия недалеко ушла от трейлеров, над которыми не поиздевался только ленивый. Среди всех объектов особенно ущемлёнными оказались персонажи, лицевая анимация которых осталась чуть ли не на уровне предыдущей части. Удивительно, но даже при таком слабом графическом исполнении игра умудряется порой «подвисать» на Xbox One.

Написал waha: Первый обзор Fallout 4

Можно сколько угодно кричать о похожести Fallout 4 на TES. Нельзя поспорить с тем, что игры Black Isle Studios могла сделать только сама Black Isle Studios. Как и нельзя поспорить с тем, что в Fallout 4 был вложен колоссальный труд. Да, Bethesda создала RPG на свой манер, в соответствии со своим видением жанра. Но создала качественно, и, несмотря на некоторые недостатки, четвёртая часть получилась намного более атмосферной и цельной, чем третья. Поэтому не стоит горевать о прошедшем, если можно наслаждаться настоящим. Всё же Fallout — это игра. Пусть и о войне. А играм, в отличие от войн, свойственно меняться.

Плюсы: насыщенная атмосфера; интересная «фракционная» часть сюжетной линии; вариативность в решении квестов; действия имеют последствия; большие возможности для «крафта» предметов.
Минусы: упрощённая система «прокачки»; графика не впечатляет.

Про Грецию, в очередной раз

Первый раз в Греции я был в 1996 году, а в Афинах — в 1998м. Еще местная валюта ходила. Кто говорит, что греки не умеют работать — тот врёт безбожно. Они не умеют создавать видимость работы. А понял я это когда паром с острова Сими подходил к причалу Афинского порта. Ответственный за швартовые операции матрос грек сидел у столика на палубе и пил кофе. Он был один. До берега оставалось 20 метров. Он пил кофе… 15 метров. Он пил кофе. 10 метров. Пил. 5 метров. Грек не спеша отошел от столика с кофе, выкинул швартовый конец… Точно так же на причале оторвался от кофе другой грек. Один выкинул швартовый конец, другой принял. Поймали-закрутили- подтянули. 30 секунд. И пошли не остывший пить кофе. Каждый к своей кружке. Сколько раз потом в круизах наблюдал процесс швартовки — на берегу несколько человек, на борту несколько человек, крики мат и в разы дольше. Работать без мата и пыли — это уметь надо.

А потом их взяли в зону евро. Первым делом запретили строить корабли. Типо в еврозоне за это отвечает Германия. И верфи для супертанкеров (Онассис строил) пошли в расход. Потом запретили продавать оливковое масло. Даже платили за вырубку оливковых рощ. 300 евро за дерево. Помидоры в грецию стали завозить. Кроме шуток. Вместо красных помидоров последние три года были зеленые, будто из под Вологды. Нагнули поднять зарплату до евростандартов. Приказали задрать цены на топливо. Это добило местную промышленность. Ну и дойчбанк открыл всем дешевые кредитные линии специально для покупки немецких товаров…

В 2008 году Афины превратились в помойку. Меньше 1000 евро дворникам платить нельзя, а больше — бюджет не позволяет. Зато законы еврозоны обязыают платить пособие безработным в два раза больше того, что средний грек получал до вступления в еврозону. Промышленность убили по приказу из Берлина — безработных в три раза больше стало. Где брать бабло, чтоб всем пособие платить? В 2008 году возле афинского музея мне за 15 минут трижды предлагали наркоту.

Если бы у Греции не было бы обязаловок перед Евросоюзом, то оказавшись в заднице, можно было бы девальвировать валюту, поднять конкурентоспособность промышленности и таки спасти её. Но евро один на всю зону. И такой возможности, какая была у России в 1998 году, у Греции нет.

А цены в один и тот же отель взлетели за 10 лет с 285 долларов до 1200 евро в неделю. В общем с 2012 года я в Грецию ездить на отдых завязал.

А теперь судите сами. Отдавать им долги или нет.